СМАРТПОЛКА

Все бегут в on-line, есть ли место алтернативе?

СМАРТПОЛКА - это попытка совместить в одном решении тренды современной розничной торговли и новый формат или взгляд на суть маркетплейса. Это решение которое выкристаллизовывалось из бесформенной в начале идеи предположить возможный вариант развития торговли завтрашнего дня. Это сродни написанию фантастического романа, а впрочем, почему бы не попробовать.
Тренды сегодняшнего дня: стремительное развитие социальных сетей; рекомендательный маркетинг; появление тысяч сообществ по множеству признаков; стремление нового поколения быть, а не казаться; экономика впечатлений; везде интернет; ценность личного времени; большой выбор; эксклюзивность и желание индивидуальности; здоровый образ жизни; мы все разные и хотим разного, мы не похожи друг на друга; простота везде и высокие требования к сервису.
Сегодня у нас два базовых пути построения отношений Производитель и Покупатель: розничные сети либо через интернет и marketplace. Но! Малому и среднему бизнесу сложно зайти в сеть и обеспечить товар в срок на полке в тысячах магазинов. Сети воюют за маржу и наращивают долю собственных торговых марок, Производитель вынужден со своими брендами уходить в тень и становиться придатком розничной индустрии. Маркетологам Производителя сложно управлять в полном объеме идеологией и свойствами своего продукта в сетях из-за ценовой политики и позиционирования товара самой сетью и позиционирования сетью самой себя.
Являются ли маркетплейсы выходом для Производителя? В какой-то степени да, но важно помнить – у любого маркетплейса под капотом может быть бесконечная полка с товаром и, внимание, одна! поисковая строка. Каждый производитель желает быть в первых 5 строках ответа на запрос Покупателя. А и главное, маркетплейс это крутая тема делать повторные покупки, но они пока не умеют продвигать новый товар, не решают главный вопрос – мотивации на первую покупку. Часть этой функции выполняет сейчас Инстаграмм.
Год назад все говорили про биткойн, сейчас модно говорить про искусственный интеллект (ИИ) и многие считают, что ИИ будет за нас принимать решение и выбирать, какие позиции выводить на экране маркетплейса, хотите этого?
Что будет с неорганизованные розницей? Сети и интернет раздавят ее, она умрёт?
В экономической теории есть термин «спиральная динамика». Чтобы не тратить время на прочтение толстой книги с примерами в истории, можно обратиться к русской пословице, которая раскрывает смысл этого термина: все новое – это хорошо забытое старое. А значит, вероятно, неорганизованной рознице придется умереть в настоящем формате и возродиться в новом.
Очень вдохновляет пример компании Netflix, которая смогла «в прыжке переобуться», как только на рынке видеопроката вместо кассет появились диски и перейти на интернет контент, как только видео стало качественно передаваться по сети, отказавшись от дисков.
Рассуждаем дальше. Как Вам идея скрестить неорганизованную розницу с маркетплейсом, где производитель может поставить свои товары на полки в разных магазины, без привлечения толпы торговых представителей, просто взяв пространство на полке в аренду на сайте парой кликов?
Радость от нового осознания резко сменилось разочарованием после тестирования этой гипотезы. Были обнаружены болевые точки, которые похоронили идею в таком формате:
- стереотип мышления настоящих участников рынка неорганизованной розницы по принципу отжать максимум возможностей здесь и сейчас (владельцы магазинов и Производители как кошка с собакой);
- отрезвляют ответы участников рынка (администраторов и владельцев магазина) по принципу «я лучше разорюсь, но просто так легко производителя с высокооборачиваемым товаром на полку не поставлю, он же зарабатывать больше будет», а то что магазин больше будет зарабатывать – второстепенно (восприятия Производителя как злейшего врага, а не партнера);
- в этом виде бизнеса цифры менее важны, более важны взаимоотношения, а для масштабирования это существенное усложнение;
- иммунитет к изменениям;
- непонятно как отслеживать остатки и собирать дебиторскую задолженность (по сути это сегодня основная функция торговых представителей);
- сложно закреплять договоренности про субаренду полки, непонятно как контролировать, что наш Производитель будет стоять в том сегменте полки, который был оплачен;
- и еще масса «нет».
Этот перечень был тем молотком, который разбил вдребезги идею организация виртуального offline маркетплейса на платформе неорганизованной розницы. Эти осколки ещё долго не давали спать спокойно, руки опустились.
Но жизнь интересная штука. Серия случайных статей, встреча с людьми, которые нашли свою нишу, отработали в ней процессы и могли масштабироваться из узкой ниши, рассматривая свой рынок не в масштабах региона или страны, а в масштабе Мира. Эти события начали вновь раздувать угасший уголек.
А что если сузить рынок, посмотреть на тренд пользования людей смартфонами, на первом этапе сделать полку своей, поставить свой товар, показать пример как это может работать? Для этого не обязательно же покупать магазин или открывать новый. Что это может быть? Проходя мимо вендингового аппарата в аэропорту пришла мысль- это полка без продавца, круто, но аппарат стоит денег и у него ячейки стандартного размера – не для каждого товара. Так что это может быть если собрать в систему лучшее из перечисленного? Полка, без продавца, без кассового аппарата. Воровство – что с этим делать? А если это будет закрытая территория, где клиенты являются целевыми и про них все известно, видеонаблюдение. Решение должно быть универсальным – без розетки. Хм и что остается? Страшно, так как не осталось ничего – ни розетки, ни кассового аппарата, ни продавца, ни телефона – просто полка. Жесть ……
А как контролировать остатки и отслеживать факт продаж, собирать денежные средства? Информация об использовании в Китае смартфонов в качестве основного инструмента платежа навела на мысль о мобильном приложение с функцией продажи по QR коду, без кассового аппарата с отправкой чека на почту Покупателю, без продавца, с автоматической статистикой по продажам и остаткам товара на полке, с интерфейсом контроля остатков. Получается юридически - это некий пункт выдачи товаров Поставщика с предварительным ознакомлением Покупателя через интернет о свойствах товара с функцией безналичной оплаты по QR и штрих коду, а внешне это полка без продавца с товарами, наведя смартфон на QR код покупатель получает ссылку на оплату, а на почту информацию о товаре и кассовый чек после оплаты.

С днём рождения СМАРТПОЛКА!

ноябрь 2018 

КОНТАКТЫ

Свяжитесь с нами сегодня, и уже завтра ваши продажи вырастут в разы!